История Вин Чун

Стиль Вин Чун Кюнь (часто встречается неправильная транскрипция Куен) или Юн Чун Цюань (патанхуа), зародился в Китае в начале 18 века. Существуют различные легенды об истории создания этой системы боевого искусства. Каждая из ныне существующих школ и направлений Вин Чун имеет свою версию классической легенды, описывающей историю создания стиля.
Но в Китае говорят: «Ты должен быть благодарен источнику, когда пьешь из него воду». Поэтому мы всегда должны помнить и ценить наши корни и это разделенное чувство будет всегда сохранять единство между членами нашего "братства".


Можно условно всю историю разделить на:

1. Легенда о "Южном Шаолине"
2. "Красная Джонка"
3. Современная история


Предисловие.

В Китае, до упрощения китайского письменного языка и проведения культурной революции, одним из проявлений которой был "курс на всеобщую грамотность", подавляющее большинство населения страны не умело читать и писать. Поэтому, все что дошло до наших дней, это устные пересказы, частично искаженные, частично придуманные, поэтому с полной уверенностью мы можем отследить историю стиля только с гранд мастера Ип Мана. Он и записал историю опубликованную в англоязычном издании книги «Roots & Branches of Wing Tsun». На этой истории с дополнительными комментариями мы и рассмотрим историю возникновения стиля Вин Чун.


1. Легенда о "Южном Шаолине"

Согласно легендам, Южный Шаолинь находился в провинции Фуцзянь. В 1930-40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» — приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая, якобы инкогнито, странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань (настоятель монастыря Южный Шаолинь), Умэй (монахиня) и прочие — просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Но по легенде, как и большинство стилей китайского ушу, Вин Чун берет свое начало от Южного Шаолиньского монастыря. В то время школа боевых искусств монастыря Шаолинь (или Сиу Лам на кантонском диалекте) провинции Хонань была очень сильна. И Циньское правительство видело в этом угрозу. Поэтому оно посылало войска, чтобы атаковать монастырь, но все безрезультатно. Был некий человек по имени Чан Ман Вай, который был только что назначен на место Первого Дипломированного специалиста Государственной службы экспертизы при имперском суде в том году. Для него это была большая честь и скорейший путь стать высокопоставленным государственным служащим. Чтобы польстить Циньскому правительству он замыслил план в заговоре с шаолиньским монахом, по имени Ма Нин Йии, и его сообщниками – поджечь Шаолиньский монастырь во множестве мест изнутри, в то время как Циньские солдаты предпримут очередную попытку атаковать его снаружи.
В конце концов, монастырь Шаолинь был сожжен и его монахи рассеялись повсюду. Монахине Нг Муй, монахам Ги Сину, монаху Пак Мею, Фунг Тао Так и Миу Хину удалось спастись и после этого их пути разошлись.
Скрываясь от маньчжурских властей, Нг Муй, после долгих скитаний по стране, окончательно поселилась в монастыре «Белого Журавля», расположенного на горе Тай Лунь (её также называют горой Чай Хар) недалеко от провинции Юннань. Она сосредоточилась на практике Дзен-буддизма, не переставая совершенствоваться в боевом искусстве. Нг Муй часто задумывалась о создании более эффективного боевого стиля, который был бы одновременно прост в изучении, а так же не требовал больших затрат физических сил, как в процессе тренировок, так и в реальном поединке.

Толчком к созданию нового стиля послужил случай, когда монахиня стала свидетельницей схватки между лисицей и журавлем. Лисица все время кружила вокруг журавля, пытаясь сделать решающий бросок, а журавль постоянно поворачиваясь грудью к лисице, отбивал атаки крыльями, одновременно пытаясь клюнуть ее в голову. Иногда лисица уворачиваясь от клюва журавля, пыталась лапой ударить его по голове. Поединок в конце концов закончился безрезультатно и лисице пришлось ретироваться. Увиденное оказало на Нг Муй неизгладимое впечатление и послужило стимулом к созданию нового стиля. В его основу легли короткие и простые базовые движения. Новая система была экономичной и избавленной от всех ненужных для реального боя техник. Так же были изменены и фундаментальные принципы ведения поединка. Нг Муй поставила во главу угла принцип: победить противника, используя технику и ловкость, а не грубую силу. Это достигалось благодаря филигранной технике рук, гибкой работе корпуса и быстрым коротким передвижениям. Основной акцент был сделан на поражение наиболее уязвимых точек на теле противника, в результате чего достигалась быстрая победа.

Нг Муй несколько раз в месяц спускалась из храма в деревню, которая располагалась у подножья горы Тай Лунь. Там она покупала еду в лавке, которую держал Им Сан Соук. У него была дочь Им Вин Чунь, красота которой привлекала внимание многих молодых людей. Одним из них был юноша по имени Вонг, который славился в деревне как большой драчун и скандалист. Вонг влюбился в Им Вин Чунь и захотел жениться на ней, пригрозив, что в случае отказа возьмет ее силой. Им Сан Соук поведал Нг Муй о своих проблемах и та пообещала помочь ему и его дочери. Она решила сама не наказывать Вонга, из-за желания сохранить тайну своей личности, а предложила забрать Им Вин Чунь с собой и обучить новому искусству поединка, чтобы таким образом девушка смогла сама решить возникшую проблему. С этого дня Им Вин Чунь ежедневно тренировалась под руководством своей наставницы и благодаря упорству и таланту за три года в совершенстве овладела системой. Вернувшись в деревню Им Вин Чунь встретила Вонга, который напомнил о своей угрозе. Тогда она вызвала его на поединок с условием стать его женой в случае проигрыша. Уверенный в своем физическом превосходстве, Вонг принял вызов. Однако удача отвернулась от него и он потерпел сокрушительное поражение. После этого Им Вин Чунь могла спокойно жить в деревне и продолжать занятие боевым искусством, которое захватывало ее все больше и больше. Нг Муй, посчитавшая свою жизнь слишком монотонной, отправилась путешествовать по стране. Но прежде она взяла слово с Им Вин Чунь передать в последствии свое искусство достойному человеку.

В последствии Им Вин Чунь познакомилась с Лунь Бак Чоу, уроженцем Кантона, который был актером Китайской оперы и путешествовал из города в город, давая представления. Знакомство переросло в чувство и они поженились. Йим Вин Чунь решила передать свои знания боевого искусства мужу. Однако Лунь Бак Чау не обращал внимания на то, что говорила ему жена, так как сам неплохо владел боевым искусством. Все же Им Вин Чунь убедила мужа потренироваться с ней и всякий раз одерживала победу. Лунь Бак Чау поначалу считал это случайностью, но затем понял, что жена в действительности владеет искусством поединка и к тому же в совершенстве. Оценив уровень мастерства Им Вин Чунь, Лунь Бак Чау согласился изучить систему, которой владела его жена. С этого времени они стали заниматься вместе. Впоследствии Лунь Бак Чау назвал систему в честь своей жены.


2. "Красная Джонка"

Спустя годы Лунь Бак Чау передал секреты техник Вин Чунь Лунь Лань Квао, специалисту по лекарственным травам, который никогда и никому не показывал своего искусства. О его умении стало известно лишь тогда, когда он помог одному человеку, подвергшемуся нападению группы хулиганов. В других же случаях он придерживался принципа: «не демонстрировать окружающим технику Вин Чун».

Тем не менее, случилось так, что Лунь Лань Квао нашел достойного человека, которому и передал все знания о Вин Чунь. Им оказался Вонг Ва Бо — актер оперной труппы. Оперные актеры в то время назывались «Путешественниками Красной Джонки». Это название они получили за то, что передвигались по рекам на лодке раскрашенной в красный цвет. Таким образом она служила символом артистов. Вонг Ва Бо познакомился с Лунь И Тай, который в качестве матроса управлял лодкой, перевозившей актеров труппы.
В то время монах Ги Син, скрывался под видом повара на Красной джонке. Ги Син обучил Лунь И Тайя технике Лук Дим Бун Квун или "Шести с половиной точек Длинного Шеста". Так как Лунь И Тай владел мастерством длинного шеста. Это очень заинтересовало Вонг Ва Бо. Он попросил обучить его этим техникам и Лунь И Тай дал свое согласие. В свою очередь Вонг Ва Бо раскрыл секреты техники Вин Чун своему другу.

В результате Лунь И Тай стал мастером Винь Чун и с этого времени в системе появились техники «длинного шеста».
Спустя годы Лунь И Тай передал свои знания Лян Цзяю, который был известным врачом и владельцем аптеки лечебных трав в городе Фудзянь. Лян Цзянь был выходцем из богатой системы, культурным и хорошо воспитанным человеком.

Будучи специалистом в медицине, Лян Цзянь интересовался каллиграфией, литературой и боевыми искусствами. Знакомство с Лунь И Тай перевернуло его жизнь, подарив судьбой великого мастера и учителя. Техника Вин Чунь поразила Лян Цзяня своей простотой и эффективностью и он с большим рвением стал изучать этот стиль. Со временем Лян Цзянь стал великим мастером и обладателем титула «Король Вин Чунь». Лян Цзяню пришлось провести и выиграть множество поединков, в которых он выявлял слабые и сильные стороны своей системы, что в последствии сыграло положительную роль в совершенствовании Винь Чун.

Желая, чтобы искусство Вин Чун не исчезло после его смерти, Лян Цзянь начал обучать своих сыновей Лян Чана и Лян Бика.

Рядом с аптекой Лян Цзяна находилась лавка для размена денег. Ее хозяином был Чан Ва Сун по прозвищу «Ва - денежный меняла». Вечерами, когда работа была закончена Чан Ва Сун подглядывал за тренировками, проводимыми Лян Цзянем. Он хотел попросить мастера взять его в ученики, но никак не решался это сделать, поскольку Лян Цзянь являлся весьма почтенным господином и Чан Ва Сун глубоко сомневался, что его начнут обучать искусству поединка.

Однажды Чан Ва Сун все же решился обратиться к Лян Цзяню со своей просьбой. Собрав свое мужество, он отправился к мастеру, но тот отклонил его просьбу, хотя и весьма деликатно. Это разочаровало Чан Ва Суня, но не заставило потерять надежду. Он продолжил наблюдать за тренировками и упорно тренироваться самостоятельно. Иногда Чан Ва Сун работал на базаре, попадал в неприятные ситуации, когда приходилось отстаивать свою честь и достоинство при помощи кулаков. Нередко Чан Ва Сунь заступался за обычных прохожих, совершенно незнакомых ему людей. Доктору Лян Цзяню стало известно об этом и он взял Чан Во Суня к себе в ученики.

После смерти Лян Цзяна его сыновья отправляются в Гонконг. Так неожиданно главным специалистом по Вин Чунь в Фошане становится Чан Ва Сун. Он продолжает совершенствоваться в боевом искусстве и становится настоящим мастером. Спустя три десятка лет Чан Ва Сун решил, что прошло время передать свое искусство другим людям и он обучает шестнадцать учеников, одним из которых был его сын Чан Ю Минь. Среди его учеников наиболее известной личностью был Нг Чунь Со. Он был главным ассистентом Чан Ва Суна до самой его смерти. Уже в возрасте семидесяти лет Чан Ва Сун принял последнего 16-го ученика, которого звали Ип Ман, ставшего в последствии величайшим мастером Вин Чун XX столетия.


3. Современная история

Ип Ман родился в 1898 году. Он жил и воспитывался в богатой семье, занимавшейся торговлей. В возрасте девяти лет Ип Ман стал обучаться у мастера Чан Ван Суна. Мальчик занимался с огромным упорством и интересом. После смерти мастера Чан Ван Суна, Ип Ман тренировался под руководством Нг Чунь Со в течении трех лет.

Для получения хорошего образования отец отправляет Ип Мана в Гонконг в колледж «Святого Стефана». Здесь он знакомится с Лян Бином — сыном Лян Цзяня и становится его учеником.

Через несколько лет учебы Ип Ман возвращается в родные края, где продолжает свое совершенствование в боевом искусстве.

Во время II Мировой Войны Ип Ман служит армии, а после ее окончания становится полицейским в своем родном городе.

После революции 1949 года Ип Ман со своей семьей переезжает в Гонконг. Обосновавшись на новом месте, он после долгих колебаний принимает предложение своего друга открыть школу боевого искусства при одном из ресторанов.

В 1969 году Ип Ман создает Атлетическую Ассоциацию Вин Чунь Гонконга. Число учеников растет, так же как и слава Ип Мана. В 1970 году, когда его школа уже прочно стояла на ногах Ип Ман решает прекратить обучение и уйти на покой, передав бразды правления старшим ученикам.

В 1972 году после тяжелой болезни Ип Ман скончался, оставив после себя плеяду выдающихся учеников, продолжающих дело своего учителя.

В настоящее время Вин Чунь является наиболее известным и популярным стилем китайского ушу в мире. Существует несколько ветвей этого боевого искусства развивающихся в КНР, Вьетнаме, Малайзии.

Сегодня Вин Чун практикуют более 5 000 000 человек.